Сроки

На товары (работы) могут быть установлены срок службы (или срок годности) и гарантийный срок. Эти сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем. В течение этих сроков потребитель имеет право предъявлять претензии и требовать возмещения убытков.

Если на товар (работу) не установлены срок службы (срок годности) или гарантийный срок, то закон предусматривает, в течение какого периода времени Вы можете предъявить требования относительно товаров (работ) с неустановленными сроками.

Гарантийный срок

Гарантийный срок – это период, в течение которого в случае обнаружения в автомобиле недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя о бесплатном ремонте или соразмерном уменьшении покупной цены, а при наличии существенного недостатка – также требования о замене автомобиля или возврате уплаченных за него денег.

Обычно гарантийный срок устанавливается самим производителем и исчисляется в единицах времени (днях, месяцах, годах). Однако, помимо указания длительности срока, могут применяться и отменительные условия действия гарантии. Как правило, производители автомобилей устанавливают в качестве отменительного условия определенный пробег автомобиля, например, Volkswagen дает на свои автомобили двухлетнюю гарантию, которая прекращается, когда пробег автомобиля достигает 30 тыс. км.

Гарантия качества распространяется на все компоненты автомобиля, если в рамках гарантии не установлены исключения. Например, на детали, подверженные сильному естественному износу, такие, как тормозные колодки, гарантия не распространяется, либо на них устанавливается более короткий гарантийный срок.

Определяя гарантийный срок, производитель обычно использует свое право установить определенные требования к условиям эксплуатации и обслуживания автомобиля, при нарушении которых гарантия производителя прекращается. Такие требования могут, например, содержаться в сервисной книжке на автомобиль или руководстве по эксплуатации.

Если гарантийный срок не установлен, либо составляет менее двух лет, покупатель вправе предъявить требования в течение двух лет с даты передачи ему товара. В данном случае наличие гарантии влияет на решение вопроса об обязанности доказывания причин возникновения дефектов: до истечения гарантийного срока производитель несет ответственность за все дефекты, если не докажет, что они возникли по причинам, за которые он не отвечает (например, из-за нарушения покупателем правил пользования автомобилем). После окончания гарантии (но в пределах двух лет) обязанность доказывания причин возникновения недостатков переходит к покупателю.

Так как гарантия устанавливается на автомобиль без привязки к конкретному владельцу, то передача автомобиля в течение гарантийного срока другому лицу не влечет за собой ее прекращения.

Также может возникнуть ситуация, когда дефект автомобиля выявлен в течение гарантийного срока, а требование о его устранении покупатель предъявляет уже после истечения гарантии. В этом случае судебная практика придерживается мнения, что требование покупателя подлежит удовлетворению, поскольку сам дефект возник в течение гарантийного срока, а значит, покупатель не должен доказывать причины его возникновения.

Течение гарантийного срока может приостанавливаться в силу невозможности использования автомобиля. Например, если автомобиль находился в ремонте, осуществляемом по гарантии, в течение месяца и собственник автомобиля не имел возможности пользоваться им по этой причине, то гарантия приостанавливается на время ремонта и возобновляется в момент передачи автомобиля собственнику.

Гарантия может не только приостанавливаться, но и начинаться заново. Это происходит при замене автомобиля или отдельных его комплектующих. В соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом, гарантия на такой замененный товар начинается заново, если иное не установлено договором купли-продажи.

Как правило, автодилеры используют такую возможность и ограничивают срок действия гарантии на замененные компоненты сроком общей гарантии на автомобиль. В этой связи можно порекомендовать внимательно изучать условия договора купли-продажи автомобиля на предмет возможных исключений в отношении основных деталей.

Дополнительно к гарантийному сроку, установленному производителем, продавец вправе принять на себя дополнительные обязательства в отношении недостатков автомобиля, обнаруженных по истечении гарантийного срока.

Конкретное содержание дополнительных обязательств продавца, срок действия этих обязательств и порядок осуществления потребителем своих прав должен быть установлен в договоре между продавцом и потребителем. На практике речь может идти о продлении гарантийного срока, установленного производителем, что используется автомобильными дилерами в борьбе за привлечение покупателя.

Помимо гарантийного срока, существует также срок службы автомобиля, который определяет дополнительные основания ответственности производителя за пределами гарантийного срока.

Срок службы

Срок службы товара – это период, в течение которого производитель товара обязуется обеспечить потребителю возможность использования товара по назначению. То есть, в отличие от гарантии, речь идет только о самых существенных дефектах, которые препятствуют возможности эксплуатации товара. Для автомобилей примером таких дефектов могут быть поломки двигателя и коробки передач.

Согласно законодательству о защите прав потребителей, срок службы должен устанавливаться производителями товаров длительного пользования, в том числе комплектующих (деталей, узлов, агрегатов), если по истечении определенного времени эти товары могут представлять опасность для жизни и здоровья потребителя, или могут причинять вред его имуществу или окружающей среде.

Интересно, что ранее перечень таких товаров устанавливался Правительством Российской Федерации и не включал в себя автомобили. С 2004 г. обязанность Правительства России утверждать рассматриваемый перечень была отменена, и теперь любые товары, которые фактически отвечают определению, сформулированному выше, должны иметь установленный срок службы.

Представляется естественным, что автомобили, в силу своих характеристик и уровня представляемой опасности, должны относиться к таким товарам, однако, в отсутствие прямого регулирования, данный вопрос остается на усмотрение суда. Однозначная судебная практика по этому вопросу отсутствует.

Таким образом, в случае, когда срок службы производителем не установлен, возможны два варианта развития событий: если суд признает, что срок службы на автомобили должен устанавливаться в обязательном порядке, автопроизводитель будет нести ответственность за причиненный вред, независимо от времени его причинения, то есть бессрочно; если суд склонится к тому, что автопроизводитель не обязан устанавливать срок службы, то производитель несет ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков автомобиля, в течение десяти лет с момента его производства

Срок устранения недостатков

В соответствии со ст. 20 Закона «О защите прав потребителей», недостатки обнаруженные в автомобиле должны быть устранены изготовителем (продацом, уполномоченной организацией или импортером) незамедлительно, т.е. в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа, если иной срок не установлен соглашением сторон в письменной форме.

По закону, срок устранения недостатка автомобиля, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней. На практике встречались случаи, когда был установлен более длительный срок – это лучше, чем 45 дней, так как в данном случае такое условие противоречит закону и является недействительным, а следовательно недостатки должны быть устранены незамедлительно.

Срок для гарантийного ремонта начинает течь с момента предъявления требования о ремонте, но не ранее момента фактической передачи автомобиля в ремонт.

Часто нам навязывают ожидание в очереди дня, когда автомобиль можно сдать в гарантийный ремонт. Это день может быть через 1, 3 или даже 6 месяцев, но это не в Ваших интересах!

Вы не обязаны записываться, заранее предупреждать о приезде и т.п. Вы имеете право приехать в рабочие часы официального сервиса и потребовать незамедлительно приступить к гарантийному ремонту автомобиля – в этом случае момент обращения с требованием о его ремонте и момент его передачи в ремонт будут совпадать.

Просто приезжайте в любой удобный вам официальный сервис и настаивайте на незамедлительном принятии у Вас автомобиля в ремонт.

Вам будут говорить, что у них нет места, все подъемники заняты, что нет необходимых запасных частей на складе и другое – не обращайте на это внимание. В ответ скажите, что ремонт должен в силу статьи 20 Закона «О защите прав потребителя» начинаться незамедлительно, а за каждый день просрочки ремонта сервис должен будет Вам заплатить неустойку в размере 1% от стоимости автомобиля за каждый день просрочки, а если не заплатит добровольно, то суд помимо этого еще взыщет штраф в размер 50% общей суммы иска.

Предложите написать на Вашем письменном требовании гарантийного ремонта все их аргументы и указать там же дату предлагаемого приезда для сдачи автомобиля в гарантийный ремонт. Если они это сделают, то это уже само по себе будет не только основанием для неустойки, но и для требования о замене автомобиля или возврате уплаченных за него денег.

Ответственность за нарушение срока гарантийного ремонта

Покупка автомобиля для многих является долгожданным и очень радостным событием. Этот товар стоит достаточно дорого, поэтому и внимание покупателя к нему особенно пристальное. Когда новое авто выходит из строя по определенным причинам, клиент и автовладелец имеет полное право воспользоваться услугой гарантийного ремонта. Что делать, если гарантийный ремонт осуществлен с нарушением срока, если авто отремонтировано с задержкой?

Для начала давайте выясним, что же представляет собой гарантийный срок, что подразумевается под этим термином, и кто его — этот срок устанавливает. Итак, гарантийный срок прописан в гарантийной книжке, которая иногда именуется сервисной. На гарантии находится все, начиная от колес и заканчивая сальниками и стеклами. Если естественный износ запчасти не доказан, то дилер обязан осуществить ремонт по гарантии.

В случае если продавец (он же дилер, он же исполнитель ремонтных работ или организатор, несущий за эти работы ответственность) нарушил оговоренный соки осуществления гарантийного ремонта, клиент имеет полное право требовать выплату неустойки. Если осуществляется ремонт более 45 дней, то за каждый день просрочки исполнитель выплачивает потребителю неустойку, размер которой составляет один процент от стоимости товара. Теперь становится ясно, почему продавцам так невыгодно устранять дефект с просрочкой.

В момент, когда вы будете передавать автомобиль для проведения ремонтных работ в салон, у представителя дилера необходимо потребовать составить заказ-наряд, а также акт приема-передачи, свидетельствующий о том, что вы действительно передал автомобиль для проведения ремонтных работ в конкретно эту компанию. Иногда хитрые сотрудники автосалонов не без указаний свыше указывают в акте, что авто было принято в грязном состоянии, что затруднило осмотр повреждений кузова. На фразы такого типа ни в коем случае нельзя соглашаться, так как отремонтированный автомобиль вам могут вернуть с иными, уже новыми недостатками.

Любой акт приема-передачи автомобиля на гарантийный ремонт должен быть подтвержден подписью уполномоченного сотрудника дилерской компании. Если такой подписи на выданной вам бумаге нет, подойдите к любому из менеджеров и попросите, чтобы она на акте появилась. Это принципиальный момент, о котором следует помнить. Также не лишним будет указать в акте причину отправки авто в ремонт. Как правило, причина (она же цель) указывается как «ремонт по гарантии».

Наверх