Кто предъявляет требования в защиту своих прав и каковы объемы требований

Кто и в каких случаях имеет право на предъявление требований субъектам ответственности?

Взыскатели

В качестве взыскателей (истцов) могут выступать, во-первых, покупатели автомобилей, а во-вторых, лица, жизни, здоровью или имуществу которых причинен вред (это могут быть как физические, так и юридические лица).

Различия этих двух групп взыскателей и, соответственно, видов ответственности, вытекают из различных оснований ответственности.

Право покупателей на обращение с требованиями основано на договоре. Субъектами договорных обязательств являются только те лица, которые являются стороной договора.

Право лиц, жизни, здоровью или имуществу которых причинен вред, основано на так называемых деликтных обязательствах или, иными словами, обязательствах, возникающих вследствие причинения вреда. Эти обязательства носят внедоговорной характер, и право требования возникает независимо от наличия какого-либо договора. Относительно порядка возмещения ущерба, причиненного вследствие недостатков автомобиля, необходимо иметь в виду несколько особенностей.

Во-первых, причиненный вред возмещается продавцом или автопроизводителем, причем, как мы уже отмечали, безотносительно вины данных лиц. Солидарная ответственность этих лиц не предусмотрена законодательством, то есть предъявить требования к продавцу и производителю одновременно невозможно.

Во-вторых, вред подлежит возмещению, если он возник в течение срока службы автомобиля. Последствия отсутствия установленного срока службы мы рассмотрели выше.

В-третьих, продавец или автопроизводитель освобождаются от ответственности, если докажут, что вред возник вследствие влияния непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил эксплуатации автомобиля.

Указанные особенности применяются, если автомобиль приобретался для непредпринимательских целей, то есть потребителем – физическим лицом или некоммерческой организацией.

Здесь стоит отметить, что формально ничто не препятствует лицу, которому был причинен вред, независимо от его статуса, обратиться к автопроизводителю с иском о возмещении вреда на общих основаниях. Однако при этом возникает необходимость доказывания вины производителя, что на практике представляется малореальным. В судебной практике таких случаев не встречается.

Объем ответственности

Расчет убытков производится с учетом трех составляющих – реального ущерба, упущенной выгоды и морального вреда.

Реальный ущерб – это те расходы, которые лицо, чье право нарушено, непосредственно понесло для восстановления своего нарушенного права, а также связанные с утратой или повреждением его имущества.

Упущенная выгода – это неполученные доходы, которые лицо, чье право нарушено, получило бы при нормальных условиях, если бы его право не нарушалось.

В свою очередь, моральный вред – это физические и нравственные страдания, причиненные потребителю (физическому лицу) в результате нарушения его прав. Особенность морального вреда заключается в том, что он подлежит компенсации, независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Нарушение требований к качеству товара является основанием для возмещения причиненных убытков независимо от того, исполнил ли продавец требования покупателя, связанные с недостатками товара. То есть, даже если продавец осуществил гарантийный ремонт автомобиля, он несет ответственность за вред, причиненный его поломкой.

В целях защиты прав потребителей – физических лиц законодательством установлены дополнительные меры ответственности продавца, автопроизводителя, импортера и уполномоченной организации. Теперь убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению полностью сверх суммы неустойки, установленной договором или законодательством о защите прав потребителей. Также при удовлетворении требований потребителя с ответчика взыскивается штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке. Размер этого штрафа составляет половину суммы, присужденной судом в пользу потребителя. При этом, если в защиту прав потребителя выступало общественное объединение потребителей или муниципальные органы, то половина суммы взыскиваемого штрафа направляется этим объединениям или органам.

Ответственность перед потребителями не может быть ограничена договором. Условия договора, ущемляющие права потребителя, по сравнению с нормами законодательства о защите прав потребителя, признаются недействительными.

Здесь необходимо отметить, что такая защита предусмотрена лишь для потребителей, в то время как договором между коммерческими организациями может быть предусмотрено ограничение ответственности. Обычно ответственность ограничивается несколькими способами: по видам убытков, подлежащих взысканию (например, исключение возможности возмещения упущенной выгоды); по форме вины (например, ответчик несет ответственность лишь за виновные действия); по размеру ответственности (например, размер возможной ответственности ограничивается в процентах от стоимости товара или фиксированной денежной суммой).

Возможность ограничения ответственности на основании договоров между коммерческими организациями и невозможность такого ограничения для договоров с потребителями – физическими лицами может привести к следующей ситуации.

Например, ответственность автопроизводителя перед импортером ограничена договором, равно как и ответственность импортера перед конечным продавцом. При этом гражданин может взыскать с продавца убытки в полном объеме, тогда как импортер будет обязан возместить продавцу только их часть, с учетом договорных ограничений. В результате коммерческий риск несет продавец.

Наверх